Одной из важнейших задач при планировании водного путешествия на яхте или катере является подбор мест для стоянки. Особенно важным этот этап становится при организации водного похода по акваториям России. Делимся опытом – что важно помнить при выборе мест стоянок для катера или яхты на маршруте.
4 главных правила подготовки к водному походу
- Подходить к планированию стоянок на маршруте грамотно. Обязательно учитывайте ветра, течения, климатические особенности региона. Изучите отзывы предыдущих путешественников. Сравните наблюдения разных лет.
- Всегда иметь несколько вариантов «про запас». Российская действительность такова, что данные из сети интернет могут оказаться недостоверными или устаревшими. Если прибавить к этому сезонный ажиотаж и изменения погодных условий, вы можете столкнуться с тем, что запланированная стоянка для катера будет либо закрыта, либо занята. Поэтому обязательно найдите сразу несколько стоянок или яхт-клубов рядом с планируемой точкой остановки.
- Назад в прошлое. Опытные водномоторники советуют иметь с собой не только навигационные гаджеты, но и бумажные аналоги. Далеко не во всех регионах нашей Родины хорошо ловит связь и имеется возможность подзарядить севшее оборудование.
- Ничего не скрываем. Рекомендуем сообщить о маршруте не только членам вашего экипажа, но и знакомым. Как альпинисты, отправляясь в долгий путь оставьте о себе памятку.
Виды яхтенных стоянок и их особенности
Большим преимуществом такой стоянки является полный комплекс услуг – от безопасной швартовки и ремонтной базы до бесплатного wi-fi интернета и номеров в гостинице. Преимущества марин в том, что они располагаются в местах, защищенных от ветра и волнения, а также оборудованы для удобства яхтсменов. Обычно на причалах марины всегда есть возможность подключения к электричеству и воде, а на берегу имеются туалеты и душевые. Часто на территории марины устраивают рестораны или кафе, организуют зоны для барбекю и магазины. Некоторые яхт-клубы могут иметь на акватории плавучие заправочные станции.
Сколько стоит стоянка в яхт-клубе
Стоимость стоянки в оборудованной марине зависит от многих факторов:
- Во-первых, на нее влияет сезонность – в летний период цена места на причале самая высокая, в начале и конце сезона – ниже.
- Также цена швартовки зависит от габаритов судна (как правило, длины), способа швартовки (носом к причалу или лагом) и категории причала (простой, оборудованный швартовными устройствами – кнехтами, причальными пальцами, балками-разделителями, причал с сервисными колонками, подсобными помещениями). Причалы могут иметь привальный брус по периметру и надежные кранцы, чтобы обеспечить защиту для борта вашего судна, это тоже повышает цену аренды.
- Расположение марины тоже имеет значение – если яхт-клуб находится в населенном пункте, стоянка в нем будет дороже. Зато в придачу вы получите возможность пройтись по магазинам, заправиться, прогуляться по городу, осмотреть достопримечательности и хорошо отдохнуть.
Обычно стоимость стоянки в марине может быть довольно высокой, но многие владельцы предпочитают останавливаться именно в яхт-клубе, так как там гарантирована безопасность их имущества, есть возможность сойти на берег, принять душ, отдохнуть, переночевать в гостинице. Яхт-клуб вблизи города может стать еще и интересной туристической остановкой на маршруте.
Следует понимать, что в летний сезон загруженность марин такова, что бронировать место на причале нужно заранее.
-
Стоянка на причале лодочной станции или у частного пирса
Бывает, что пристани для своих гостей оборудуют загородные клубы и турбазы. Они часто предлагают услуги гостевой стоянки и могут даже помочь с заправкой.
Владельцам маломерных судов стоит обратить внимание и на рестораны на воде, которые могут быть по ходу маршрута. Такие заведения часто строят небольшие причалы и могут разрешить пришвартоваться, чтобы воспользоваться их услугами.
Стоянка у оборудованного причала – хорошее решение, если она краткосрочная, и вам не требуется заправлять или ремонтировать судно. К сожалению, не все причалы находятся под охраной или оборудованы достаточным количеством швартового оборудования, поэтому лучше заранее почитать отзывы о них в интернете.
-
Стоянка на якоре
Якорная стоянка – довольно распространенный тип швартовки, подходящий тем капитанам, которые не планируют выходить на берег во время остановки. Если вы решились остановиться на стоянку на якоре, обязательно предварительно прочитайте рекомендации в лоциях по данному району, а также внимательно изучите любую имеющуюся справочную литературу.
При выборе места якорной стоянки обязательно учитывайте ветровые и волновые нагрузки, наличие и направление течений, тип дна и другие условия. Не забудьте также принять во внимание транспортную загруженность акватории.
Очень важно при стоянке на якоре учитывать, что судно может развернуть. Чтобы избежать этого, рекомендуется бросать якорь вблизи берега (50-100 м) и швартовать катер кормой, закрепляя его еще и к берегу.
-
Стоянка на буе
Стоянки на буях часто встречаются в яхт-клубах, где дно непригодно для якорной стоянки. Также подобная стоянка может быть организована в природных заказниках.
Постановка на буй потребует от вас отличного знания акватории и ее лоции, технических возможностей самого буя (чтобы он был предназначен для удержания судов вашего типа), учета глубины в месте швартовки и расстояния до соседних буев, чтобы избежать повреждения других судов. Также надо иметь точные данные о допустимом времени стоянки на этом буе.
Если якорная стоянка находится на территории яхт-клуба, она может быть дополнительно оборудована кнехтами на берегу, чтобы яхтсмены не использовали для швартовки оборудование клуба, не предназначенное для удержания судов. Заповедные зоны также могут иметь различные варианты дополнительных швартовых устройств на акватории для защиты природных угодий на берегу.