Сегодня все популярнее становятся разнообразные постройки на воде. Арендовать или купить плавучий дом можно практически в любом российском городе, расположенном на берегу водоема. А между тем, идея эта совсем не новая, причем не в мире, а именно в нашей стране.
Речь идет о причальных дебаркадерах. Они начали строиться еще в царской России, но особенную популярность приобрели в середине прошлого века.
типичная плавучая пристань начала XX-го века, фото с сайта «Водный транспорт»
Что такое дебаркадер?
Основой дебаркадера выступала плавучая платформа из бетона, на которой возводилась надстройка. То есть в основе своей они представляли понтон. Благодаря такой конструкции дебаркадеры обладали прекрасной плавучестью и остойчивостью, были безопасны для погрузки и разгрузки судов и комфортны для пассажиров. При этом строительство плавучей пристани не требовало проведения дноуглубительных работ, чтобы обеспечить швартовку пароходов.
Дебаркадер выглядит как небольшой уютный домик и никак не похож на казенную постройку. Это изящная, часто двухэтажная конструкция, украшенная галереей с арками, иногда с башенкой.
Фото Германа Рассветова
Для чего использовали дебаркадеры?
Причаленный к пристани, дебаркадер становился связующим звеном между причалом и пароходами, которые швартовались к его наружной стенке. Внутри пассажиры ждали прибытия своего судна, там были устроены комнаты отдыха, кафе или ресторан, помещения для багажа.
Такие дебаркадеры были визитной карточной почти всех судоходных рек России в любом регионе страны: в Астраханской или Ростовской, Кировской и Московской области, на Вятке, Дону, или Волге.
Дебаркадеры сегодня
К сожалению, эти сооружения никак не защищены законом и не подлежат охране. Сегодня многие из них, увы, забыты и догнивают, затерянные в береговых зарослях. А ведь у них так много возможностей! Такой дебаркадер может служить плавучей сценой, здесь можно проводить концерты на фоне водной глади, облаков и заката, можно устроить музейное пространство и выставочный зал, открыть плавучее кафе или ресторан на воде.
Спасти их могут только предприниматели, которые готовы увидеть выгоду от эксплуатации такой постройки. Некоторым дебаркадерам повезло: их переоборудуют в гостиницы, хостелы и мотели, ведь бизнес на воде сегодня на подъеме и водный туризм активно развивается.
Один из счастливых примеров – дебаркадер города Плёса. Честь и хвала тем, кто не убрал это сооружение с пристани города! Именно дебаркадер довершает уютную атмосферу этого провинциального российского городка на Волге.
Еще более любопытный проект плавучей гостиницы стоит в Петербурге на реке Ждановке напротив стадиона «Петровский». Это уже довольно популярный плавучий хостел, открытый в дебаркадере на месте ресторана «Чайка».
Сегодня в нашей стране понемногу возрождаются теплоходные круизы, многие имеют собственные плавсредства. Почему бы не возродить традицию ждать пароход или приплывать на судне к такому чудесному дебаркадеру? Многие русские города, расположенные на берегах судоходных рек в Центральной части страны, не утратили дух старины, и подобные сооружения на воде помогут сразу же привлечь внимание туристов.
Давайте развивать водный туризм!
В рамках программы по развитию водного туризма в Российской Федерации компанией Маринпласт разработаны туристические маршруты по водным артериям Северо-Западного и Центрального регионов, а также проекты гостевых стоянок для маломерных судов, яхт и катеров на всем протяжении маршрутов.
Сеть гостевых стоянок позволяет сделать доступным, комфортным и безопасным водные путешествия, создать инфраструктуру яхтинга на всем протяжении исторического водного пути «из варяг в греки»: от Балтийского до Черного и Каспийского морей.
Проект «Гостевые причалы» разработан на основе «Соглашения о сотрудничестве в сфере развития инфраструктуры морского и внутреннего водного транспорта для пассажирского сообщения в Ленинградской области, Новгородской области и республике Карелия» от 24.05.18 г..
Основные маршруты развития водного туризма Северо-Запада РФ:
- Выборгский: Санкт-Петербург – Кронштадт – Выборг
- Новгородский: Санкт-Петербург – Старая Ладога – Кириши – Великий Новгород
- Сайменский: Выборг – Лаппеенранта –Иматра – Пуумала – Савонлинна
- Финский: Санкт-Петербург — Кронштадт — Выборг — Хамина — Хельсинки
- Эстонский: Санкт-Петербург – Кронштадт — Силламяэ — Таллинн
- Ладожский: Санкт-Петербург – остров Ореховый – остров Коневец – Приозерск – Сортавала – остров Валаам
- Онежский: Санкт-Петербург – остров Ореховый – Лодейное Поле – Свирьстрой – В.Мандроги – Подпорожье – Петрозаводск – остров Кижи
- Волжский: Санкт-Петербург – остров Ореховый – Лодейное Поле – Свирьстрой – В.Мандроги – Подпорожье – Вытегра – Череповец – Рыбинск – Плёс – река Волга
На данный момент компания Маринпласт спроектировала и установила следующие гостевые стоянки для яхт и катеров:
Работа комплексной системы поддержки водного туризма должна обеспечить российских и иностранных яхтсменов доступом к информации о яхтенных стоянках на пути их следования по маршрутам водного туризма.