Проектирование яхтенного порта, лодочной станции или стоянки – сложная задача, требующая отличного знания особенностей различных акваторий, действующего законодательства, свойств плавучих объектов, а также времени и внимания к деталям. Доверить ее лучше всего профессионалам, у которых есть опыт проектирования на самых разных акваториях.
Но если вы решили попробовать составить проект яхт-клуба или стоянки для лодок самостоятельно, предлагаем краткую памятку по тому, как ведется работа по проектированию таких марин.
Этапы проектирования
1 этап. Разработка концепции яхтенного порта, яхт-клуба, лодочной стоянки, лодочной станции.
Так как любая работа по проектированию проводится на основе технического задания, для его составления необходима предварительная разработка концепции всей марины.
Что должно быть в концепции строительства яхт-клуба или лодочной стоянки
- анализ потенциала акватории и берега;
- определение законов и нормативных актов, действующих на данной территории, наличие местных требований, ограничений;
- оценка рынка подобных услуг в указанной местности, определение конкурентов;
- перечень основных параметров клуба или стоянки: количество швартовых мест, типы судов, техническое оснащение причалов, виды услуг для яхтсменов;
- описание инфраструктуры клуба или стоянки: количество причальных линий, дополнительное причальное оборудование, подведение коммуникаций (вода, электричество, топливо);
- характеристики оборудования для марины: тип и материалы причалов, параметры электросети и приборов, входящих в нее;
- позиционирование объектов на территории яхт-клуба или стоянки, в том числе на акватории (генплан);
- составление перечня основных работ по строительству порта с разделением на этапы;
- список имеющихся на рынке исполнителей и анализ их предложений;
- предварительная смета проекта;
- перечень необходимых процедур по согласованию водного объекта.
2 этап. Составление технического задания.
Как и любое проектирование, создание проекта яхт-клуба начинается с составления Технического задания.
Что указывать в ТЗ на строительство яхт-клуба или лодочной стоянки
- расположение объекта (в том числе точка на карте);
- особенности акватории (глубины, волновые и ветровые нагрузки, течения, ледоход, высота колебания уровня воды);
- характеристики берега (песок, торф, камни, имеющиеся причальные сооружения, степень заболоченности) и дна (песок, камень, ил, глина и пр.);
- предварительная схема причальных линий, распределение стояночных мест в зависимости от типа судов, расположение вспомогательной инфраструктуры;
- тип причалов и пирсов (стационарные свайные, плавучие понтонные, комбинированные);
- описание причальных линий с указанием количества мест и швартового и вспомогательного оборудования (швартовые пальцы, балки-разделители, кнехты, сервисные колонки, освещение причала);
- перечень устанавливаемого оборудования безопасности (посты безопасности, пожарные щиты);
- перечень оборудования и сооружений, устанавливаемых на берегу (открытая площадка для хранения яхт и катеров, стоянка для машин, холодный или теплый эллинг, здание яхт-клуба, гостиница или мотель, площадка для барбекю или мангальная зона);
- наличие/отсутствие специальных требований к проведению берегоукрепления, дноуглубления.
Сколько времени занимает разработка концепции и техзадания?
В зависимости от количества причальных линий и общего объема работ разработка концепции и ТЗ яхт-клуба или лодочной стоянки может составить от 2 до 4 месяцев.
3 этап. Составление технического проекта
Непосредственно проектирование яхт-клуба или лодочной стоянки начинается с разработки технического проекта, в котором будут не только перечислены все объекты яхт-клуба, но и представлены сметно-финансовые расчеты, перечень работ по строительству, обеспечению пожарной безопасности и охраны окружающей среды. На основании этого документа проводятся необходимые согласования.
Что входит в технический проект яхт-клуба или лодочной стоянки
Водная часть
- общие документы (пояснительная записка, генплан);
- данные по причальным и волнозащитным сооружениям и их элементам (характеристики, материалы, типы узлов и соединений);
- данные по системе закрепления причалов на акватории (якорное или свайное поле);
- данные по дополнительному причальному оборудованию (сервисные и осветительные колонки, трапы, посты безопасности, кнехты);
- документы по электро- и водоснабжению причалов (схемы, расчеты мощности, тип и сечение кабелей, диаметр шлангов);
- документы по производству дноуглубительных работ.
Наземная часть
- планировка береговой линии, прилегающей территории, зоны парковки, схема дорожной сети;
- документы для работ по берегоукреплению;
- данные по всем системам (дренажа, водопровода, канализации, сточных вод, освещения), средствам сбора отходов;
- данные по инфраструктуре обслуживания судов (участок ремонта и сервисного обслуживания, оборудование для подъема, спуска, перемещения судов, эллинги, открытые площадки для хранения яхт и катеров);
- данные по постройкам на территории (здание яхт-клуба, служебные помещения, санузлы, гостиница, магазин, ресторан, кафе).
4 этап. Разработка рабочей документации
Данный вид документов необходим при строительстве нетиповых конструкций и зданий, а также используется для проведения тендера.
Сколько времени занимает техническое проектирование?
Сроки этой работы также зависят от размеров яхт-клуба и проектируемых сооружений. Стандартно срок технического проектирования составляет от полугода до полутора лет.
На что стоит обратить внимание при разработке проекта яхт-клуба или лодочной стоянки?
- Функции проекта. Точное назначение всех сооружений важно продумать до начала проектирования – это позволит правильно подобрать оборудование и необходимые сооружения.
- Тип акватории. От этого тоже зависит выбор оборудования для причалов. Есть два типа акватории: открытая (Балтийское, Черное море, Ладожское, Онежское озеро, Волга в нижнем течении) или закрытая (озера Карельского перешейка, река Вуокса, Химкинское, Можайское водохранилище). Первые имеют сложные природные условия с высокими ветровыми и волновыми нагрузками и для них могут не подойти понтонные причалы, вторые могут отличаться малой глубиной, на которой лучше ставить именно понтоны.
- Производитель оборудования. Наиболее оптимальным вариантом является выбор российского производителя. Это упрощает переговоры, дает возможность посетить производство, контролировать ход работ. Также очень важен стаж работы производителя в данной сфере, ведь он позволяет производителю накопить необходимый опыт решения нестандартных задач и коррекции проектов на местности.