Вопрос о том, что будет с понтоном или хаусботом зимой, – один из самых частых. Больше всего наши заказчики волнуются о сохранности понтонного основания плавучих домов.
Смеем вас заверить – за почти 20 лет работы мы разработали такие конструкции, которые подходят для эксплуатации в любых условиях нашей огромной страны.
Полиэтиленовые модули плавучести, на которых стоит понтон, могут легко зимовать даже в суровые северные зимы. Полиэтилен отличается гибкостью, поэтому сдавливание льдом для модулей плавучести не страшно. А для компенсации давления в корпусе сделано технологическое отверстие с герметичной пробкой, которую можно открыть на зимний период. Благодаря этому модуль, сдавливаемый льдом, не лопнет от внутреннего давления. Главное – не забыть эту пробку закрыть по весне.
Стальная рама имеет дополнительные фермы, что позволяет сохранять геометрию понтона независимо от сил, которые давят на него неравномерно. Ведь он спроектирован, чтобы находиться в постоянно изменяющейся среде.
Настил, который мы используем, – это импрегнированная сосна, то есть деревянная доска, пропитанная антисептиком под давлением. Зимой с ней ровным счётом ничего не случится. В отличие, например, от террасной доски из композитных материалов, которая зимой становится хрупкой и скользкой.
Зимние опасности для понтона
Тем не менее, зимой понтон действительно может подвергаться серьёзной опасности, и опасность эта вовсе не перепады температур!
- Самым опасным для любого плавучего объекта является движение льда.
Ледоход обладает огромной силой и при этом совершенно непредсказуем. Не зависимо от того, вызван ли он временным потеплением или просто весенним сезоном, ледоход способен снести даже бетонные причалы, не говоря уже о том, чтобы сорвать с якоря хаусбот или яхтенный причал. Поэтому мы всегда предупреждаем всех наших заказчиков что если на их акватории наблюдается подвижка льда, лучше любой плавучий объект демонтировать на зимний период. Если же объект такой крупный как хаусбот, лучшей рекомендаций станет буксировка его в ближайший яхт-клуб или на тихий участок акватории, защищённый от ветра, нагонной волны и течений.
- Ещё одной опасностью, которую несёт с собой ледоход, могут стать конструкции, окружающие плавучий объект: старые бетонные или железные причалы, крупные валуны или остатки строительного мусора с острыми металлическими частями и штырями.
- Наконец, третьей, неожиданной, но очень распространенной причиной повреждения понтона для причала или плавдома зимой становится человек. А точнее — неаккуратная эксплуатация или форс-мажор.
Это относится, прежде всего, к причалам и пирсам, которые не убрали на зиму на тихом водоеме. Зимой зачастую трудно определить, где кончается берег и начинается вода. А из-за высокого снежного покрова часто не видно и понтон, оставшийся на зиму на акватории. Поэтому очень часто получается так, что по причалу ездят на авто и мототехнике, незаметно повреждая его. А по весне после таяния снега хозяин обнаруживает погнутую раму и треснувшие модули плавучести.
Плавдом тоже может потерять плавучести из-за ошибок в эксплуатации. Прежде всего это связано с перегрузом — хозяева нагружают дом сильнее, чем это предписано в техпаспорте, в результате чего модули плавучести могут набрать воду. В весеннее время это происходит особенно часто, тк замерзший сверху лед задерживает воду
Может ли лед проткнуть поплавки?
В редких случаях лёд может повредить модули плавучести. Отколовшиеся во время движения куски льда могут стать такими острыми, что распорют стенку модуля. Однако, наша конструкция понтонов отличается тем, что на воде её удерживает не один, а минимум шесть поплавков (а на плавдоме стоит несколько десятков поплавков), поэтому повреждение одного из них не приводит к серьёзной катастрофе. А в некоторых случаях отремонтировать разрезанный льдом поплавок можно прямо на месте при помощи нагрева.
Может ли лед унести мой плавдом?
Да, такое может случится, если место установки дома выбрано неудачно, либо, если при эксплуатации не приняты во внимание рекомендации производителя. Ветра, разрушающие ледовый покров, и весеннее половодье могут сорвать ваш плавдом с якоря. На самом деле попасть на открытую воду для плавдома не так страшно, как быть выброшенным на берег. Попадание на сушу может привести к перекосу всей конструкции рамы. Поэтому рекомендуется проконсультироваться с производителем хаусботов о месте установки до того, как начать строить плавдом.
Профессиональное строительство плавдомов в заводских условиях пока еще новая для России услуга. Большинство наших умельцев решаются построить плавучий дом своими руками, считая, что понтон из бочек — отличное основание для такой конструкции. При этом во внимание не берутся такие важные параметры как грозоподъемность и распределенная нагрузка, но главное — особенности акватории, в том числе ветровые и волновые нагрузки, сезонность, наличие и сила ледохода.